24 февраля 2012 г.

Энергообмен человека с миром (начало)

Мы живем в непредсказуемом и загадочном мире. Временами он бывает удивительным и интересным, а временами пугающим и отталкивающим. С древнейших времен человек пытался обрести те сокровенные знания, которые стали бы путеводной звездой, ведущей к стабильности и счастью. Однако действительность многомерна и изменчива, поэтому человечество снова и снова сталкивалось с тем, что знания и системы знаний, которые оно
создавало, оказывались ограниченными, и в лучшем случае являлись лишь относительно успешными и адекватными описаниями одной из граней мироздания. И самым странным является тот факт, что чем больший прогресс достигался в той или иной области знания, тем меньше внимания уделялось остальным областям, что нередко оборачивалось негативными последствиями многих, на первый взгляд гениальных, научных открытий. Последняя треть двадцатого века ознаменовалась созданием качественно новых систем мироописания, основанных на стремлении к экологичности, а следовательно, на необходимости поиска компромисса, некоего связующего звена между различными областями знаний.

Благодаря этому появились такие общенаучные теории как синергетика, теория, описывающая функционирование открытых саморазвивающихся систем, таких как человек, общество и т. д. Следующим шагом в развитии знаний о мире стало использование иррациональных методов и подходов в научном исследовании. Таким образом, появилась возможность отображения в научных теориях связей, ранее игнорировавшихся, в связи с условием необходимости следования формально-логическому канону науки. Первой наукой, объединившей рационалистические и иррационалистические методы исследования и систематизирования информации, стала эниология.

Эниология - наука, занимающаяся исследованием энергоинформационного обмена. Согласно эниологической концепции, основой мироздания является энергия, которая проявляется в форме информации. Все объекты и явления мира находятся в тесном взаимодействии, вследствие чего происходит процесс энергоинформационного обмена между ними.

Один из наиболее важных принципов эниологии - анализ многомерной структуры реальности. Это подразумевает необходимость рассмотрения того или иного феномена на всех уровнях мироописания: физическом, биологическом, психологическом и т. д., для выработки целостного образа предмета исследования, с учетом отображения всех его связей (преимущественно функциональных). На основании этого образа открывается возможность получения наиболее гармоничного и экологически чистого результата при взаимодействии с данным объектом, что и является целью эниологии.

Центром любой системы знаний всегда был человек, а точнее определение сущности человека и его места в структуре мироздания. Даже такие системы знаний как физика или астрономия, несмотря на то, что их предмет не человек как сущность, всегда координируются с потребностями человека (к сожалению, часто только на словах). Основным предметом эниологического исследования также является человек, прежде всего как субъект и объект энергоинформационного обмена.

Итак, каков же эниологический портрет человека? На этот вопрос будет проще ответить, если представить взаимодействие человека с окружающим миром в виде образной системы. Идеальной фигурой для отображения эниологической системы «человек-мир» является окружность с обособленно выраженным центром. Центр фигуры является символом личности человека, его намерений, жизненных установок и т. д. Границы же (или периферия) отображают взаимодействие человека с окружающим миром. Пространство между центром и периферией является энергоинформационным ресурсом человека. Термином «энергоинформационный ресурс» обозначаются все возможности реализации каких-либо намерений, находящиеся в скрытом виде, а также все жизненное время человека.
Ситуация нормального энергоинформационного обмена человека с окружающим миром выглядит следующим образом: на определенном жизненном этапе человек, на основе имеющейся информации об окружающей реальности выстраивает определенную модель мира и, опираясь на нее, совершает какие-либо действия, тем самым информируя окружающий мир о своем внутреннем состоянии. До тех пор, пока эта модель мира соответствует реальному положению вещей, границы человека достаточно «прозрачны» для позитивной внешней энергетики, при помощи которой пополняются ресурсы, и, соответственно, закрыты для негативной энергетики.

С течением времени имеющаяся картина мира закрепляется во внимании человека, и те изменения, которые происходят в окружающей его реальности, игнорируются. Таким образом, границы человека становятся более жесткими, и человек на какое-то время уходит в обособленный мир, созданный им самим. На этом этапе человек практически закрыт для внешней энергетики, и ему приходится использовать свои внутренние ресурсы для поддержания более или менее стабильного состояния свей жизнедеятельности.

На следующем этапе развития ситуации энергоинформационного обмена человека с окружающим миром происходит следующее: внутренние ресурсы истощаются, в результате чего начинают включаться внутренние процессы саморазрушения или энтропии. В некоторый момент состояние человека достигает критической точки, когда возникает ситуация выбора между необходимостью пополнения энергоинформационных ресурсов извне, а следовательно необходимостью «раскрытия» границ и внесения коррективов в существующую модель мира, и эмоциональной привязанностью к нынешнему мировосприятию.

Здесь включаются защитные механизмы саморегуляции, благодаря чему границы человека возвращаются к нормальному состоянию. Человек начинает получать новую информацию, сравнительно резко отличающуюся от уже имеющейся, в результате чего попадает в ситуацию стресса. Здесь следует оговориться, что термин «стресс» не подразумевает того негативного смысла, который часто приписывается в обиходном языке. Под стрессом подразумевается такая ситуация реакции организма на изменения в окружающем энергоинформационном пространстве, в результате которой происходит резкий выплеск энергетики направленный на внесение коррективов в модель мира с целью обретения стабильности на новом уровне.

По прошествии «стрессового» этапа человек вновь обретает стабильность, но уже на более высоком уровне, и его модель мира становится более многомерной, более адекватно отображает реальность. Описанный процесс повторяется снова. В перспективе процесс энерго-информационного обмена дает развитие взаимоотношений человека с окружающим миром «по спирали», в результате чего достигается все более широкий охват реального информационного пространства, а, следовательно, все больший уровень стабильности.

К сожалению, реальная ситуация эниологического взаимодействия человека с окружающим миром чаще всего выглядит иначе. Но прежде, чем перейти к рассмотрению случаев энерго-информационного обмена, которые имеют какие-либо отклонения от нормы, следует рассмотреть процесс формирования структурного центра эниосистемы человека.

В жизненный период, близкий к моменту рождения, центр человека представлен, прежде всего, инстинктом самосохранения и стремлением к самоутверждению. С течением времени, в процессе воспитания и социализации, у ребенка формируется личность, а, следовательно, комплекс социальных требований в сфере общественных отношений: «у человека должно быть чувство собственного достоинства», «не стоит прогибаться под изменчивый мир…», «оправдай надежды родителей» и т. д., и т. п. В результате процесса социализации личность поглощает основную часть энерго-информационного объема структурного центра человека. Человек полностью отождествляет себя со своей личностью и становится «полноценным» членом общества: довольно предсказуемым и вполне управляемым.

Итак, продолжим рассмотрение различных случаев энерго-информационного обмена человека и мира. Чаще всего какие-либо отклонения от нормы возникают в ситуациях стресса. Обычно это происходит так: в момент стресса имеет место резкий всплеск энергетики, которая должна быть использована для коррекции существующей ситуации и обретения стабильности на новом, более высоком уровне. Но в результате практически полной ориентации человека на свою личность, реакция на стрессы чаще всего сводится к самопотаканию, жалости к себе. Основная проблема здесь в том, что человек нарушает равновесие своего энерго-информационного ресурса в сторону центра, из-за чего границы временно ослабляются настолько, что почти исчезают. Это приводит к тому, что большая часть выделившейся энергетики уходит во внешний мир и поглощается источником информации, вызвавшей стрессовую ситуацию. Оставшаяся часть энергетики затрачивается на восстановление общей энерго-информационной структуры человека.

Данная ситуация ведет к истощению внутренних ресурсов с одной стороны, и усилению влияния личностного аспекта на дальнейшие реакции и поступки с другой, что, в свою очередь, ведет к еще большему истощению ресурсов. Таким образом, создается порочный круг, в котором ресурсы человека становятся подобны «бублику», поедаемому окружающим миром (а точнее, обществом) снаружи и собственной личностью - изнутри.

Описанный выше случай энергоинформационного обмена является наиболее частым в современном обществе. Одним из негативных последствий этого является нарушение целостности оборота информации, из-за чего происходят все конфликты, приводящие к большему непониманию и отчуждению людей друг от друга. Другой отрицательный момент заключается в общем истощении ресурсного потенциала человека, что на определенном жизненном этапе проявляется в виде различных заболеваний, потери успешности в тех или иных ситуациях, сокращении времени жизни и т. д. И тем не менее, данный случай сводится к функциональному нарушению эниосистемы человека.

Комментариев нет:

Отправить комментарий